ГОСТ 21.204-93
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система проектной документации для строительства
УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И СООРУЖЕНИЙ ТРАНСПОРТА
System of building design documents,
Graphical symbols and signs of elements of
general layouts and transport
Дата введения 1994-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования (ЦНИИпроект), проектным институтом № 2 (ПИ-2), проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (АО "ПромтрансНИИпроект"), государственным институтом проектирования городов Российской Федерации (Гипрогор)
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве 10 ноября 1993 г.
За принятие стандарта проголосовали:
3 ВЗАМЕН ГОСТ 21.108-78
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает основные условные графические обозначения и изображения, применяемые на чертежах генеральных планов предприятий, сооружений (в т.ч. сооружений транспорта) и жи-лищно-гражданских объектов различного назначения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. Линии
ГОСТ 2.749-84 ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Проектируемые здания, сооружения, инженерные сети, транспортные устройства, элементы озеленения и благоустройства (далее -элементы генеральных планов и сооружений транспорта) изображают на чертежах с применением условных графических обозначений и упрощенных изображений, установленных настоящим стандартом. Существующие элементы генеральных планов и сооружений транспорта, а также используемые на чертежах условные сокращенные наименования материала покрытий, дорог, отмосток, тротуаров и т. п. выполняют в соответствии с "Условными знаками для топографических планов масштабов 1:5000,1:1000,1:500" [1].
3.2 Изображения проектируемых наземных и надземных зданий, сооружении, инженерных сетей и транспортных устройств выполняют сплошной толстой основной линией, подземных - штриховой толстой линией по ГОСТ 2.303.
Границу изменения покрытия наносят пунктирной линией, по обе стороны которой указывают сокращенное наименование материала покрытия.
3.3 Элементы генеральных планов и сооружений транспорта, подлежащие разборке или сносу, изображают в соответствии с рисунком 1. Здания и сооружения, подлежащие реконструкции, изображают в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 1 Рисунок 2
3.4 Условные графические обозначения и изображения выполняют в масштабе чертежа с учетом рекомендуемых размеров, приведенных в таблицах в миллиметрах.
3.5 Условные графические обозначения проектируемых устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки принимают по ГОСТ 2.749.
3.6 Примененные условные графические обозначения и изображения, не вошедшие в настоящий стандарт, следует пояснять на чертежах.
4 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦ
ТЕРРИТОРИЙ
Условные графические обозначения границ территорий выполняют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование |
Обозначение |
1 Граница землепользования (землевладения) |
|
2 Граница отвода земель для железных и автомобильных дорог |
|
3 Условная граница территории проектируемого предприятия, сооружения, жилищно-гражданского объекта |
|
4 “Красная” линия |
|
5 Граница регулирования застройки |
|
6 Граница зоны санитарной охраны |
|
5 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЧЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
5.1 Основные условные графические обозначения и изображения проектируемых зданий и сооружений выполняют в соответствии с таблицей 2.
5.2 Условные графические изображения многосекционных жилых зданий на чертежах в масштабе 1:500 и 1:1000 выполняют, разбивая их на секции и указывая входы.
5.3 внутреннюю сторону линии контура условного графического изображения здания и сооружения совмещают с координационными осями.
Таблица 2
Наименование |
Обозначение и изображение |
1 Здание (сооружение)
а) наземное |
|
б) подземное |
|
в) нависающая часть здания |
|
2 Навес |
|
3 Проезд, проход в уровне первого этажа здания (сооружения) |
|
4 Переход (галерея) |
|
5 Вышка, мачта |
|
6 Эстакада крановая |
|
7 Высокая платформа (рампа) при здании (сооружении) |
|
8 Платформа (с пандусом и лестницей) |
|
9 Стенка подпорная |
|
10 Контрбанкет, контрфорс |
|
11 Берегоукрепление, оврагоукрепление
Примечание—Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления |
|
12 Откос:
а) насыпь |
|
б) выемка
Примечания
1 Штриховку откоса при значительной протяженности показывают участками.
2 Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления и крутизну откоса |
|
13 Ограждение территории с воротами |
|
14 Площадка, дорожка, тротуар:
а) без покрытия |
|
б) с булыжным покрытием |
|
в) с плиточным покрытием |
|
г) с оборудованием
Примечания
1 В случае применения других материалов покрытия используют графическое изображение 14а, дополняя его полным или сокращенным наименованием материала (согласно 3.1), которое указывают на полке линии-выноски.
2 В условном изображении 14г для примера показан однобалочный мостовой край на площадке без покрытия. |
|
5.4. При выполнении упрощенных изображений зданий и сооружений, приведенных в 1в, 2, 4 таблицы 2, наличие опор в проектном положении указывают знаком "+". При этом количество опор, ворот и дверей должно соответствовать фактическим данным.
6 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
И ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
6.1 Условные графические обозначения и изображения проектируемых транспортных сооружений и устройств на планах выполняют в соответствии с таблицей 3.
6.2 Номер и техническую категорию железнодорожного пути указывают в разрыве условного графического изображения линии пути. Главные станционные пути обозначают римскими цифрами, прочие станционные и внутриплощадочные пути — арабскими цифрами.
Размер шрифта для обозначения путей, парков и стрелочных переводов должен быть на один—два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже, но не более 5 мм.
Техническую категорию указывают при необходимости римской цифрой в кружке диаметром 10 мм.
6.3 В условных графических обозначениях мостов, путепроводов, путей подвесных дорог расстояния между опорами, размеры опор и др. переменные параметры принимают по фактическим данным,
Таблица 3
Наименование |
Обозначение и |
Размер, мм |
|
изображение |
для
М 1:500;
М 1:1000; |
для
М 1:2000;
М 1:5000; |
1 Автомобильная дорога |
|
( |
( |
2 Путь железнодорожный колеи 1520 мм |
|
( |
( |
3 Путь железнодорожный узкой колеи |
|
( |
( |
4 Путь трамвайный |
|
( |
( |
5 Путь метрополитена:
а) наземный |
|
( |
( |
б) подземный |
|
|
|
6 Путь скоростного трамвая:
а) наземный |
|
( |
( |
б) подземный |
|
|
|
7 Путь подвесной дороги: |
или |
( |
( |
а) рельсовой |
|
( |
( |
б) канатной |
|
( |
( |
8 Направление движения транспорта |
|
|
9 Ворота габаритные
а) на автомобиль-ной дороге |
|
|
|
б) на железнодо-рожном пути |
|
|
|
10 Пикет:
а) железнодорож-ного пути |
|
|
б) автомобильной дороги |
( |
|
|
11 Пикет неправильный |
|
|
|
12 Уклоноуказа-тель на железнодо-рожном пути
Примечания
1. Цифры обозначают: отметку головки рельса в точке перелома профиля; уклоны в промилле и соответствующие расстояния в метрах; привязку к пикетам.
|
|
|
|
2 Знак
наносят в случаях, когда на плане изображено два и более железнодорожных путей для обозначения тех путей, к которым относится уклоноуказатель
|
|
|
|
13 Вершина угла поворота оси трассы железнодорожно-
го пути и автомобильной дороги
|
|
|
14 Начало и конец круговой кривой |
|
|
15 Начало и конец переходной кривой |
|
|
16 Указатель километров:
а) железнодорж-
ных путей |
|
|
|
б) автомобильных дорог
Примечание
Для существующих железнодорожных путей и автомо-
бильных дорог затушевку указателя километров не выполняют
|
|
|
|
17 Группировка основных путей парка
Примечание—
Слева от значка группировки указывают наименование парка, справа в числителе —обозначение и число путей, в знаменателе — наименьшее и наибольшие полезные длины путей
|
|
|
|
18 Парк и группа путей:
а) парк приема
|
П |
( |
( |
б) парк отправления
|
О |
( |
( |
в) приемо-отправочный парк
|
ПО |
( |
( |
г) транзитный парк |
ТР |
( |
( |
д) группировоч-ный парк
|
ГП |
( |
( |
е) сортировочный парк |
С |
( |
( |
ж) сортировочно-отправочный парк |
СО |
( |
( |
19 Стрелочный перевод с номером перевода и обозначением центра перевода:
а) одиночный несимметричный |
|
|
|
б) одиночный несимметричный |
|
|
|
в) сдвоенный односторонний |
|
|
|
г) сдвоенный разносторонний |
|
|
|
д) перекрестный
Примечание—Централизован-
ные стрелочные переводы показывают с заливкой хвостовой части |
|
|
|
20 Пересечение путей глухое |
|
( |
( |
21 Сплетение путей |
|
|
|
22 Конец рельсового пути
а) без упора |
|
|
б) с упором |
|
|
23 Сбрасыватель башмака:
а) усовой |
|
|
б) клиновой |
|
|
24 Горка сортировочная |
|
|
|
25 Полугорка сортировочная |
|
|
|
26 Круг поворотный |
|
( |
|
27 Весы:
а) вагонные |
( |
По типу зданий и сооружений |
|
б) автомобильные |
По типу зданий и сооружений |
( |
( |
28 Колонка раздачи ГСМ |
|
|
29 Край— опробования тормозов |
|
|
30 Устройство пневмообдувки стрелок |
|
|
31 Переезд:
а) с деревянным настилом |
( |
|
|
б) с железобе-
тонным настилом |
( |
|
|
32 Мосты и путепроводы:
а) на железных дорогах |
|
|
|
б) на автомобильных дорогах |
( |
|
|
33 Путепроводы тоннельного типа:
а) на железных дорогах |
|
|
|
б) на автомобильных дорогах |
( |
|
|
6.4 Условные графические обозначения и изображения сооружений и устройств на продольных профилях проектируемых железнодорожных путей и автомобильных дорог выполняют в соответствии с таблицей 4.
В условных графических обозначениях элементов существующих сооружений и устройств, приведенных в 1-3, 5, 13 таблицы 4, затушевку не выполняют.
6.5 Размеры изображений, приведенных в 16, 17, 19, 22 таблицы 4, принимают по фактическим размерам проектируемого сооружения. Количество пролетов в изображении моста, путепровода, виадука, эстакады должно соответствовать фактическим данным.
В изображении путепровода, виадука, эстакады, располагаемых на незатопляемых территориях, отметки горизонтов высоких (ГВВ) и меженных (ТМВ) вод не указывают.
Таблица 4
Наименование |
Обозначение и изображение |
Размер, мм |
1 Железнодорожная станция
а) участковая |
|
|
б) промежуточная |
|
|
в) грузовая |
|
|
г) сортировочная |
|
|
д) пассажирская |
|
|
е) промышленная грузовая
|
|
|
ж) промышленная сортировочная |
|
|
2 Разъезд, обгонный пункт и пост
а) разъезд
|
|
|
б) обгонный пункт |
|
|
в) пост |
|
|
3 Пункт остановочный пассажирский |
|
|
4 Стрелочный перевод
Примечание ( Направление лучей, образующих угол стрелки, должно соответствовать положению стрело-
чного перевода в плане (лево- и право-
сторонее), а вершина угла должна быть направлена в сторону остряков
|
|
|
5 Переезд:
а) неохраняемый |
|
|
б) охраняемый |
|
|
в) переустраиваемый |
|
|
6 Устройство раздельного пункта:
а) основное депо |
|
|
б) оборотное депо |
|
|
в) пункт оборота локомотивов |
|
|
г) пункт смены локомотивных и поездных бригад |
|
|
д) вагоноремонтное депо |
|
|
е) пункт технического осмотра |
|
|
ж) контроль тормозов |
|
|
з) пункт поездного водоснабжения |
|
|
7 Пересечение инженерных сетей надземных на высоких опорах:
а) линий электропередачи |
|
|
б) линий связи и сигнализации |
|
|
в) трубопроводов различного назначе-
ния |
|
|
8 Пересечение инженерных сетей подземных:
а) трубопроводов различного назначе-
ния |
|
|
б) каналов различного назначе-
ния |
|
|
в) кабелей
Примечание к пунктам 7 и 8(Слева от выносной линии вместо точек указыва-
ют краткое наимено-
вание инженерной сети или ее обозначе-
ние, а также высоту опоры. Изображение дополняют отметкой уровня
|
|
|
9 Канава нагорная или водоотводная |
|
|
10 Дренаж
|
|
|
11 Сброс воды
Примечание(Направление стрелки соответствует направ-
лению возрастания километража, а ее наклон вверх обоз- начает сброс воды влево, вниз(сброс воды вправо
|
|
|
12 Репер или марка геодезическая |
|
|
13 Указатель километров |
|
|
14 Пикеты неправильные:
а) на новых линиях |
|
|
б) на вторых путях
Примечание(Цифры на пересечении диагоналей обозначают расстояние между пикетами |
|
|
15 Лоток |
|
|
16 Дамба |
|
( |
17 Фильтрующая насыпь |
|
( |
18 Труба водопропускная:
а) круглая |
|
|
б) прямоугольная |
|
|
19 Мост, путепровод, виадук и эстакада |
|
|
20 Путепровод над проектируемой дорогой |
|
|
21 Мост пешеходный |
|
|
22 Тоннель пешеходный |
|
|
7 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ
СЕТЕЙ
7.1 Условные графические обозначения инженерных сетей выполняют в соответствии с таблицей 5, в которой буквенно-цифровые обозначения приведены в качестве примера и на чертежах должны соответствовать проектным.
7.2 Трубопроводную, кабельную или воздушную сеть наносят одной линией, соответствующей оси (трассе) сети, и сопровождают установленными буквенно-цифровыми обозначениями.
Буквенно-цифровые обозначения сети наносят в разрывах линии сети с интервалами не более 100 мм, а также вблизи характерных точек (поворотов, пересечений, вводов в здания и сооружения и т.д.).
7.3 Сети, прокладываемые в одной траншее или на одной линии опор, допускается изображать одной линией, указывая виды сетей на полке линии-выноски.
7.4 Сети, прокладываемые в коммуникационных сооружениях, в пределах этих сооружений графически не указывают. Для указания вида и количества сетей приводят буквенно-цифровые обозначения на полке линии-выноски, проведенной от сети сооружения.
7.5 В случаях, когда в проекте все внеплощадочные сети проложены под землей, допускается условно изображать их сплошной линией с соответствующим пояснением.
7.6 Трассу высоковольтных линий электропередачи (ВЛ), резервную или перспективную, изображают тонкой штриховой линией. Границу коридора ВЛ изображают сплошной тонкой линией.
Таблица 5
Наименование |
Обозначение |
Размер, мм |
1 Инженерная сеть, прокладываемая в коммуникационных сооружениях:
а) на эстакаде |
|
|
б) в галерее |
|
|
в) в тоннеле, проходном канале |
|
|
г) в канале непроходном |
|
|
д) в кабельном канале |
|
|
2 Инженерная сеть, прокладываемая в траншее |
|
|
3 Инженерная сеть наземная
а) на высоких опорах
|
|
|
б) на низких опорах |
|
|
в) на опорах по покрытию здания (соору-
жения) |
|
|
г) на опорах по стене здания (сооружения) |
|
|
8 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВОДООТВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Условные графические обозначения водоотводных сооружений выполняют в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6
Название |
Обозначение |
1 Лоток:
а) Неукрепленный
|
|
б) укрепленный |
|
в) междушпальный |
|
2 Канал, канава, кювет:
а) неукрепленные |
|
б) укрепленные |
|
3 Быстроток, перепад |
|
4 Дюкер
Примечание(Для примера дюкер показан на сети канализации |
|
5 Водоприемный колодец (дождеприемная решетка ( щелевой сток) |
|
6 Труба водопропускная |
|
7 Дренажная сеть |
|
9 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА
Условные графические обозначения элементов плана организации рельефа выполняют в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
Наименование |
Обозначение |
1 Элемент плана земляных масс
Примечание(Знак плюс (+) обозначает насыпь, минус (-) выемку |
|
2 Точка перелома и промежуточная продольного профиля автомобильных дорог и водоотводных сооружений |
|
3 Направление проектного уклона рельефа |
|
4 Горизонтальные проектные |
|
5 Уклоноуказатель (автомобильных дорог, водоотводных сооружений и др.)
Примечание (Вместо многоточия в верхней части проставляют величину уклона в промилле, в нижней(длину участка в метрах |
|
6 Точка проектного рельефа |
|
10 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
Условные графические обозначения элементов озеленения выполняют в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8
Наименование |
Обозначение |
1 Дерево |
|
2 Кустарник:
а) обычный |
|
б) вьющийся (лианы) |
|
в) в живой изгороди (стриженый) |
|
4 Цветник |
|
5 Газон |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] "Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500", утвержденные в 1986 г. Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР.
|